О магазине
Авторизоваться
Зарегистрироваться
Каталог журналов (смотреть содержание и купить журнал или статью)   Каталог журналов (смотреть содержание и купить журнал или статью)

 

  Издать книги  

Круглый стол 7-го февраля 2017 года

      

галерея фотографий

В МРО АЮР обсудили проблемы
антимонопольного регулирования

7 февраля 2017 года в МГУ им. М.Ф. Ломоносова Комиссия по совершенствованию антимонопольного законодательства Московского отделения ассоциации юристов России,  провело очередное открытое заседание. После работы Комиссии состоялся круглый стол «Актуальные проблемы антимонопольного регулирования предпринимательской деятельности», который стал платформой для обсуждения важнейших вопросов развития конкурентного законодательства и выработки предложений по изменению действующих правовых актов.

  Основная повестка заседания комиссии:

1.        Обсуждение общих вопросов по совершенствованию картельного аконодательства (Предложения подготовлены А.Ю. Киневым, А.П. Тенишевым).

2.     Антимонопольная принудительная реорганизация: проблемы законодательного регулирования и пути его совершенствования. (Предложения подготовлены М.А. Егоровой).

3.     Приоритеты развития и защиты конкуренции в свете разработки стратегии социально-экономического развития России до 2024 года и на перспективу до 2035 года (Предложения подготовлены А.Е. Шаститко).

4.     Проблемы регламентации монополий и монополизации в российском праве  (Предложения подготовлены С.А. Паращуком).

5.     Рассмотрение европейской модели правового регулирования горизонтальной концентрации (Предложения подготовлены А.Г. Сушкевичем).

 

  В мероприятии приняли участие представители ведущих юридических вузов страны, органов власти, а также профессиональное юридическое сообщество. 

 

В начале заседание прозвучало вступительное слово  заведующего кафедрой предпринимательского права Юридического факультета МГУ, Председатель Комиссии по правовому регулированию экономической деятельности Московского отделения Ассоциации юристов России, доктора юридических наук, профессора, Заслуженный юрист Российской Федерации Евгения Губина, который подчеркнул, что любой идее по совершенствованию законодательства предшествует большая научная работа, в связи с чем активная деятельность комиссии по совершенствованию антимонопольного законодательства, объединяющая в себе как теоретические, так и практические подходы, является весьма полезной для развития науки и практики антимонопольного регулирования.

  Заместитель декана и доцент кафедры предпринимательского права Юридического факультета МГУ имени М.В.Ломоносова, Заместитель Председателя – Руководитель Аппарата Московского отделения Ассоциации юристов России, кандидат юридических наук, Почетный юрист города Москвы  Виктор Вайпан  подчеркнул, что в настоящее время механизм конкуренции, являющейся благом для экономики в целом, меняется. Правовая система должна обеспечивать соответствующие способы защиты для участников хозяйственной деятельности. Вследствие чего проблематика, рассматриваемая комиссией, актуальна и важна для рыночной экономики страны.

Заседание открыла Председатель Комиссии по совершенствованию антимонопольного законодательства, и.о. заведующего кафедрой предпринимательского и корпоративного права юридического факультета им. М.М. Сперанского ИПиНБ ФГБОУ ВО «Российская  академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ», д.ю.н., доц. Мария Егорова, которая отметила, что конкуренция выступает основой поступательного развития экономики, обеспечивающей создание и поддержание надлежащего предпринимательского и инвестиционного климата, постоянное и динамичное внедрение инновационных технологий, эффективное распределение ресурсов.

Развитие конкуренции в экономике рассматривается в качестве многоаспектной задачи, решение которой в значительной степени зависит от эффективности проведения государственной политики по широкому спектру направлений - от макроэкономической политики, создания благоприятного инвестиционного климата, включая развитие финансовой и налоговой системы, снижение административных и инфраструктурных барьеров, до защиты прав граждан и национальной политики.

Не менее важным является определение перспективных задач в рамках совершенствования антимонопольного законодательства в целом и Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – ЗоЗК, Закон о конкуренции), выработка правовых конструкций и внедрение в юрисдикционную систему правоприменения института антимонопольных процедур с целью  повышения открытости  правоприменения и сближения с лучшими антимонопольными практиками Европейского Союза.

В целях совершенствования институтов защиты конкуренции и ее развития ФАС России разработана "Стратегия развития конкуренции и антимонопольного регулирования в Российской Федерации на период 2013 - 2024 гг." (утв. Президиумом ФАС России 03.07.2013), определяющая четыре приоритета в деятельности службы: создание благоприятной институциональной и организационной среды для эффективной защиты и развития конкуренции; снижение административных барьеров, препятствующих развитию и свободному функционированию рынков; обеспечение недискриминационного доступа потребителей к услугам естественных монополий, формирование эффективных механизмов тарифообразования; создание условий для эффективной конкуренции при размещении государственного и муниципального заказа и реализации на торгах государственного имущества.

Вместе с тем, комплексность задачи по развитию конкуренции в экономике диктует необходимость применения не только общесистемных мероприятий, но и мероприятий, локализуемых по сферам правового регулирования и направленных на создание макроэкономических условий для развития добросовестной конкуренции, таких как: снижение доли государственного сектора в экономике; развитие конкуренции при осуществлении закупок; совершенствование ценообразования; противодействие коррупции; повышение уровня защиты прав потребителей и пр.

Учитывая изложенное, представляется важным оценить итоги внедрения «четвертого антимонопольного пакета» и рассмотреть проблемы совершенствования антимонопольного законодательства как комплексной отрасли законодательства в контексте проблем правоприменительного характера – принудительной реорганизации хозяйствующих субъектов, роли запрета на антиконкурентные соглашения в деле обеспечения экономической безопасности Российской Федерации, недопущении осуществления согласованных действий и недобросовестной конкуренции, противодействии коррупции, совершенствовании государственного антимонопольного контроля в Российской Федерации.

Подобная парадигма актуализирует и второе глобальное направление в деле совершенствования антимонопольного регулирования – правовое обеспечение конкуренции на отраслевых рынках, структурируемых как по видам осуществляемой деятельности, так и общеотраслевым инструментам правового воздействия. В этом контексте актуальными и важными для исследования представляются проблемы как роли трансфертного ценообразования в конкурентной борьбе, прямого участия государства в инвестиционных и иных отношениях, так и вопросы монополизации отраслевых рынков, правового обеспечения конкуренции на товарных рынках, в частности, на примере рынка бункеровки судов газомоторным топливом.

Александр Кинёв   (член комиссии) д.ю.н., член Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, зав. кафедрой конкурентного права юридического факультета им. М.М. Сперанского ИПиНБ ФГБОУ ВО «Российская  академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ», обратил повышенное внимание на особенность деятельности картелей в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд, в частности, в области закупок лекарственных средств, выделил перечень действий, которые следует квалифицировать как необоснованные требования и ограничения, установленные заказчиком.

Отметил, что для повышения эффективности проведения торгов каждому участнику необходимо подписывать заявление об осведомлённости об уголовной и административной ответственности за сговор на торгах.

Особое место в дискуссии было отведено вопросам ответственности за антиконкурентные соглашения, а также проблемам совершенствования антимонопольного законодательства.

 Начальник управления по борьбе с картелями Федеральной антимонопольной службы, старший преподаватель кафедры конкурентного права юридического факультета им. М.М. Сперанского ИПиНБ ФГБОУ ВО «Российская  академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ» Андрей Тенишев  (член комиссии) осветил ряд проблемных вопросов правоприменительной практики по делам об антиконкурентных соглашениях, а также внес предложения по внесению соответствующих изменений в законодательные акты.

Спикер отметил, что лишь 20-30% компаний знают о запрете образования картелей, в связи с чем, перед тем, как компания собирается участвовать на торгах предлагается предупреждать её о запретах, установленных антимонопольным законодательством. Проведение комплаенс внутри компании позволит смягчить ответственность при нарушении антимонопольного законодательства. Однако наиболее ценным является то, когда от участия в картеле удерживает не страх наказания, а существующие в общественном сознании моральные ценности, высокий уровень корпоративной этики. «Сегодня мы нуждаемся в создании полноценного института антимонопольного процесса с детальной регламентацией рассмотрения по различным категориям дел, а также порядком участия в ней отдельных категорий субъектов. Требуется привести к единообразию нормы антимонопольного и уголовного законодательства. Картелизация сектора госзакупок свидетельствует также о необходимости внесения изменений и в Федеральную контрактную систему», - отметил Андрей Тенишев.

Ольга Франскевич  (приглашенный эксперт)  заместитель начальника Управления по борьбе с картелями Федеральной антимонопольной службы, преподаватель кафедры конкурентного права юридического факультета им. М.М. Сперанского ИПиНБ ФГБОУ ВО «Российская  академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ» рассказала о структурных изменениях современных картелей, что обуславливает необходимость законодательного определения и более детальной регламентации мер ответственности за такие нарушения, спикер отметила особую роль организатора в создаваемом для участия в закупках для государственных и муниципальных нужд картеле, внесла предложение о введении понятия «организатор» в Федеральный закон "О защите конкуренции" от 26.07.2006 N 135-ФЗ как лица организовавшего создание картеля или руководившего им.

Андрей Шаститко (член комиссии) д.ю.н., профессор, заведующий кафедрой конкурентной и промышленной политики экономического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова, директор Центра исследований конкуренции и экономического регулирования ИПЭИ РАНХиГС, посвятил свою выступление приоритетам развития и защиты конкуренции в свете разработки стратегии социально-экономического развития России до 2024 года и на перспективу до 2035 года. Спикер отметил необходимость не пресекать нарушение антимонопольного законодательства, а предотвращать создание условий для таких нарушений и целенаправленно развивать конкурентную среду. Предложил ряд действий по переходу к «интеллектуальному» антимонопольному регулированию, в рамках которого представил механизмы пресечения и предотвращения противоправных действий в рассматриваемой сфере.

Мария Егорова, д.ю.н., доцент, председатель комиссии отметила, что санкция в виде принудительной реорганизации для юридических лиц, систематически осуществляющих монополистическую деятельность (в том ее значении, которое регламентировано п. 11 ст. 4 Закона о конкуренции) имеет правовой эффект только в случаях, когда она изменяет структуру рынка и рыночной власти, то есть объективные количественные показатели рыночного состояния. Однако, если признаки наличия доминирующего положения не являются определяющими в формировании режима правового регулирования, то к хозяйствующим субъектам, систематически осуществляющим монополистическую деятельность, по аналогии с  иными основаниями ликвидации юридического лица, поименованными в ст. 61 ГК РФ должна  применяться более строгая санкция – ликвидация юридического лица, для чего соответствующие изменения должны быть внесены в ст.61 ГК РФ.

Сергей Паращук (член комиссии) к.ю.н., доцент кафедры предпринимательского права Московского государственного университета, провел научный анализ понятия «монополия», его соотношение с созвучными понятиями «монополизация», «монополистическая деятельность». Определил основные виды и проблемные аспекты монополий, в частности, государственные и естественные монополи, рыночные монополии, монополий обладателей исключительных прав.

Стефания Решетникова, студентка 4 курса ЮФ ИПиНБ РАНХиГС рассказала о предложения по совершенствованию антимонопольного законодательства подготовленных совместно с членом комиссии Алексеем Сушкевичем, она отметила, что случаи антиконкурентного поведения на товарных рынках, затрагивающие территории нескольких стран-участниц, учащаются с каждым годом, нанося урон не только конкурентам – предпринимателям различной резидентности, но и процессам интеграции и формирования здоровой конкурентной среды на Едином экономическом пространстве. По этой причине предлагается уточнить определение монополистической деятельности, сформировать единый подход к определению допустимости картелей в рамках права ЕЭС, усовершенствовать механизм применения санкций за нарушение.

Далее дискуссия продолжилась в рамках работы круглого стола.

С докладами в частности выступили:

Ю.С. Харитонова д.ю.н., профессор, ведущий научный сотрудник Московской академии экономики и права, отметила проблемы правоприменения создания смешения как недобросовестной конкуренции. Предложила ввести в законодательство понятие «фирменный стиль» как совокупность отличительных элементов юридического лица.

М.А. Акимова к.ю.н., доцент кафедры гражданского и международного частного права Саратовской государственной юридической академии, судья Двенадцатого арбитражного апелляционного суда, отметила несовершенство законодательства о защите конкуренции, в частности, предложила изменения ст. 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "О защите конкуренции".

К.А. Писенко к.ю.н., профессор кафедры финансового права Российского государственного университета правосудия, доцент кафедры административного и финансового права Юридического института РУДН, отметил возможность существенного усовершенствования или нахождения альтернативы института предупреждения в рамках регулирования антимонопольного процесса. Выявил проблемы состава нарушения антимонопольного законодательства.

  Основными вопросами дискуссии стали:

  1.  Основные векторы совершенствования конкурентного  законодательства в рамках «четвертого антимонопольного пакета»: 
  2. Формирование содержания понятия «экономическая концентрация» в целях осуществления ее государственного контроля.
  3. Координация экономической деятельности и антимонопольное законодательство.
  4. Выработка правовых конструкций и внедрение в юрисдикционную систему правоприменения института антимонопольных процедур с целью  повышения открытости  правоприменения и сближения с лучшими антимонопольными практиками европейского Союза
  5. Перспективы развития антимонопольного процесса.
  6. Формирование концепции состава ответственности за нарушение антимонопольного законодательства.
  7. Сговоры на торгах как особый вид монополистической деятельности.
  8. Антиконкурентные соглашения и картели.
  9. Совершенствование правовых механизмов гражданско-правовых последствий нарушения антимонопольного законодательства.
  10. Формирование междисциплинарного (экономико-правового) интерфейса всех категорий  конкурентного законодательства.
  11. Межведомственное взаимодействие с органами государственной власти Российской Федерации в части борьбы с монополистической деятельностью.

 

В дискуссии также приняли участие:

1.       В.К. Андреев заведующий отделом гражданско-правовых и корпоративных   исследований  Российского университета правосудия, заслуженный деятель науки РФ, доктор юридических наук, профессор.

2.       А.В. Барков – доктор юридических наук, профессор, профессор кафедры гражданско-правовых дисциплин Московской академии экономики и права.

3.       П.В. Самолысов – заместитель начальника Контрольно-инспекционного управления в сфере государственного оборонного заказа  Федеральной антимонопольной службы.  Кандидат педагогических наук, доцент.

4.       А.В. Белицкая – кандидат юридических наук, доцент кафедры предпринимательского права юридического факультета ФГБОУ ВПО «Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова»

5.       О.А. Герасимов – кандидат юридических наук, доцент кафедры предпринимательского права Уральского государственного юридического университета.

6.       М.Д. Шапсугова кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданского и предпринимательского права Южно-российского института управления - филиала РАНХиГС.

7.       В.В. Шмелев – адвокат.

8.       К.А. Лебедь кандидат юридических наук, научный сотрудник Сектора гражданского права, гражданского и арбитражного процесса ИГП РАН.

9.       С.Н. Виновой Мастер делового  администрирования, Начальник юридического управления ООО «Газпром комплектация»,  кандидат юридических наук

10.   О.А. Сергачева   кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданско-правовых дисциплин  Волгоградского филиала РАНХиГС.    

11.   Н.С. Павлова – Старший научный сотрудник. Центра исследований конкуренции и экономического регулирования ИПЭИ РАНХиГС, доцент кафедры конкурентной и промышленной политики экономического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова, кандидат экономических наук.

12.   А.И. Мелешкина –  научный сотрудник Центра исследований конкуренции и экономического регулирования ИПЭИ РАНХиГС.

 

После заседание комиссии состоялась презентация научной монографии                         М.А. Егоровой    Концепция  совершенствования  механизмов  саморегулирования: pro et contra: монография / М.А. Егорова — М.: Юстицинформ, 2017. —180 с.

В монографии дается критическая оценка принятой Правительством РФ Концепции совершенствования механизмов саморегулирования; обосновывается необходимость смены публично-правового подхода к оценке сущности саморегулируемых организаций на частноправовой подход; приводятся доводы в пользу того, что применение частно-правового подхода позволит коренным образом изменить содержание института саморегулирования; указываются основные направления реформирования данного института на современном этапе. Книга предназначается для научных и практических работников юридических и экономических специальностей, законодателей, правоприменителей, студентов юридических и экономических вузов, предпринимателей и для всех интересующихся проблемами саморегулирования


   
     
Консалтинговая группа "Юстицинформ"
(495) 748-30-30    схема проезда
 
Издательство "Юстицинформ"      

(495) 232-12-42   Copyright © 1991 - 2017 Издательство «Юстицинформ»



Яндекс цитирования