О магазине
Авторизоваться
Зарегистрироваться
Каталог журналов (смотреть содержание и купить журнал или статью)   Каталог журналов (смотреть содержание и купить журнал или статью)

 

  Издать книги  

Круглый стол 8-го февраля 2017 г.

 

 галерея фотографий
                                
 


В РАНХиГС обсудили Государственно-правовую политику в сфере противодействия картелям.

 

8 февраля 2017 года на базе РАНХиГС в ходе ежегодной стратегической сессии Экспертно – аналитического центра состоялся Круглый стол  «Государственно-правовая политика в сфере противодействия картелям как элемент национальной экономической безопасности и  реализации Стратегии социально-экономического развития  до  2030 года». Мероприятие было проведено  совместно с Комиссией по совершенствованию антимонопольного законодательства Московского отделения ассоциации юристов России

 

  В мероприятии приняли участие представители ведущих юридических вузов страны, органов законодательной и исполнительной власти, а также профессиональное юридическое сообщество. 

 

Основными вопросы для дискуссии стали:

Ø    Картелизация экономики как угроза национальной экономической безопасности.

Ø    «Противодействие картелям. Что эффективнее  угроза наказания  и нравственные запреты»

Ø    «Глобализация экономики и картели на трансграничных рынках. Пути противодействия»

Ø    «Развитие цифровых технологий и картели. Какие проблемы встают перед антимонопольными органами и пути их решения»

Ø    «Запреты per se или rule of reasons: каким должен быть вектор государственной антимонопольной политики»

Ø    Объем экономического анализа при противодействии картелям: что важнее – облегчить работу антимонопольной службы или потенциальных участников картеля».

Ø    «Развитие механизмов ответственности за картализацию рынков: насколько эффективно сегодня программа ослабления наказания за участие в картеле».

Ø    «Нужен ли государственный контроль горизонтальных соглашений, заключаемых крупными рыночными игроками».

 

Заседание открыла Модератор круглого стола - Председатель Комиссии по совершенствованию антимонопольного законодательства, и.о. заведующего кафедрой предпринимательского и корпоративного права юридического факультета им. М.М. Сперанского ИПиНБ ФГБОУ ВО «Российская  академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ», член  комитета Торгово-промышленной палаты РФ  по безопасности предпринимательской деятельности, доктор  юридических наук. Мария Егорова, которая отметила актуальность выбранной темы круглого стола  и значение рассматриваемых  вопросов для правоприменительной практики и бизнес-сообщества.

 

Основные докладчики:

Кинёв Александр Юрьевич – доктор юридических наук, член Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, зав. кафедрой конкурентного права юридического факультета им. М.М. Сперанского ИПиНБ ФГБОУ ВО «Российская  академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ». Тема: -  «Новые предложения по совершенствованию картельного законодательства». Спикер  обратил повышенное внимание на особенность деятельности картелей в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд, в частности, в области закупок лекарственных средств, выделил перечень действий, которые следует квалифицировать как необоснованные требования и ограничения, установленные заказчиком.

Отметил, что для повышения эффективности проведения торгов каждому участнику необходимо подписывать заявление об осведомлённости об уголовной и административной ответственности за сговор на торгах.

         

Егорова Мария Александровна - председатель комиссии по совершенствованию антимонопольного законодательства  при Московском отделении Ассоциации юристов России, Исполняющая обязанности заведующего кафедрой предпринимательского  и  корпоративного права юридического факультета имени М.М. Сперанского Института права и национальной безопасности РАНХиГС при Президенте РФ»,  доктор  юридических наук.  Тема: -  «Государственная антимонопольная политика в отношении применения запретов per se к горизонтальным соглашениям хозяйствующих  субъектов». 

        Спикер отметила, что на протяжении последних лет борьба с картелями является одним из приоритетных направлений деятельности Федеральной антимонопольной службы (далее – ФАС России или антимонопольный орган) и в соответствии с решением Коллегии ФАС России, принятому в феврале 2012 года,  останется таковой на ближайшие годы. Вместе с тем наблюдается постоянная модернизация действующей системы противодействия картелям, одним из существенных направлений которой является совершенствование правовых механизмов компенсации негативного влияния картелей на состояние рынков товаров и услуг. Не смотря на то, что каждый «антимонопольный пакет» изменений в закон о защите конкуренции вносит определенные коррективы в правовое регулирование выявления и противодействия картелям, в антимонопольном законодательстве до настоящего времени остаются неразрешенными ряд вопросов, вызывающих практические проблемы, связанные с деятельностью правоприменителей. Вот некоторые из них.

Во-первых, не взирая на то, что с принятием «третьего антимонопольного пакета» картель приобрел легитимную дефиницию, а судебная практика весьма категорично отграничила картель от гражданско-правовых договоров, сейчас сохраняется неопределенность в гражданско-правовой квалификации картеля, а именно: является ли это соглашение, представляющее собой с точки зрения антимонопольного законодательства антиконкурентное действие, гражданско-правовой сделкой или должно рассматриваться в качестве разновидности нарушения гражданских прав. Этот вопрос, быть может, и не так существен для правоприменителей антимонопольного органа, однако он очень важен для хозяйствующих субъектов рынков, чьи права и законные интересы могут быть нарушены в результате заключения картельного соглашения. В первую очередь эта проблема   концентрируется на выборе способа защиты гражданских прав, нарушенных в результате деятельности участников картеля.

Во-вторых, даже с учетом того, что антимонопольное законодательство в новейшей истории России существует уже на протяжении более 25 лет, а институт антиконкурентных соглашений составляет его основу, неоднозначно  толкуют правовую сущность запретов per se, составляющих основу квалификации картеля как вида нарушения антимонопольного законодательства.

В-третьих, в связи с предыдущей проблемой остро возникает вопрос о неопределенности предмета доказывания при установлении факта существования картеля. Официальный (формальный) подход антимонопольного органа не всегда является убедительным аргументом для некоторых судов различных инстанций, которые  исходят не из неопровержимой презумпции ограничения конкуренции, возникающего в результате нарушения участниками картеля запретов per se, а делают акцент на необходимости предъявления доказательств фактического ограничения конкуренции. В итоге подобный «разнобой» в судебной практике приводит к отсутствию единообразного толкования  основополагающей нормы  ч. 1 ст. 11 ЗоЗК, в результате чего в  предпринимательском сообществе может возникать ощущение «безнаказанности» за совершаемые картельные соглашения в случаях, когда судами отменяются «формальные» постановления антимонопольного органа, что приводит хозяйствующих субъектов к ощущению «дозволенности» заключения картельных соглашений, особенно в тех регионах, в которых суды последовательно занимают позицию противоположную позиции ФАС.

В-четвертых, в настоящее время правоприменителями ощущается острый дефицит правовых механизмов предупреждения картелей. Усиление ответственности за картели вплоть до введения уголовного наказания несколько  снизило тренд на их заключение,. однако не оказало столь существенного проспективного воздействия на  систематических нарушителей  антимонопольного законодательства, тем более при наличии существования программы ослабления наказания за участие в картеле.  В этой связи необходимо внедрение специальных правовых механизмов государственного контроля  за деятельностью отдельных хозяйствующих субъектов, имеющих в силу объективных структурно-рыночных критериев наиболее высокий уровень потенциальной возможности заключения картельных соглашений.

 

Тенишев Андрей Петрович – начальник Управления по борьбе с картелями Федеральной антимонопольной службы, старший преподаватель кафедры конкурентного права юридического факультета им. М.М. Сперанского ИПиНБ ФГБОУ ВО «Российская  академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ».  Тема: -  «Картелизация экономики как угроза национальной экономической безопасности». Спикер рассказал, что в 2016 году ФАС России выявила 678 антиконкурентных соглашений, 262 из них были заключены с участием органов власти.

Количество выявленных картелей составило 330, из них 300 были обнаружены на торгах, что демонстрирует увеличение сговоров на торгах на 28,4%, по сравнению с 2015 годом.

Кроме того, картели на торгах изменились и качественно: один такой картель может существовать несколько лет и охватывать сотни государственных закупок.  «Мы выявляем множественные картели в таких стратегически важных сферах экономики как гособоронзаказ, распределение и добыча водных биологических ресурсов, обеспечение населения медикаментами и продовольствием. Масштабы деятельности картелей таковы, что для их успешного сдерживания необходимо осознание обществом опасности таких деяний. Картель опасен сам по себе: повышение цен или раздел товарного рынка ограничивают конкуренцию и вредны, как для экономики в целом, так и для каждого отдельного потребителя. По большому счету, потерпевшему должно быть все равно как были отняты у него деньги: вор вытащил из кармана кошелек или сговорившиеся торговцы неправомерно подняли цены. Разница лишь в способе изъятия денег, а результат один», – отметил Андрей Тенишев. – «Моральное удержание должно стать одним из главных сдерживающих факторов, наряду с применением административной и уголовной ответственности для участников и организаторов картелей. С этой точки зрения обсуждение проблем картелизации экономики для нас нужно и важно».

    

Писенко Кирилл Андреевич - профессор кафедры финансового права Российского государственного университета правосудия, Доцент кафедры административного и финансового права Юридического института РУДН, кандидат юридических наук, доцент. Тема: -  «О проблемах правового регулирования запретов на ограничивающие соглашения и согласованные действия, предмета и процедуры доказывания по данным нарушениям». Спикер рассказал О причинах появления в антимонопольном законодательстве различных понятий — соглашения, ограничивающие конкуренцию и согласованные действия, ограничивающие конкуренцию для целей противодействия монополистической деятельности;   различии в объективной стороне и предмете доказывания между соглашениями и согласованными действиями;  проблеме применения ст.11.1. Закона о конкуренции, после внесения в антимонопольное законодательство изменений, установивших публичное заявление одного из участников, в качестве одного из обязательных признаков согласованных действий; О проблеме применения доказательств, достаточных для доказывания согласованных действий, для целей доказывания соглашений, в том числе сговоров на торгах; О проблеме регулирования вопросов видов доказательств, предмета доказывания и процедуры доказывания в антимонопольном законодательстве; О проблеме применения антимонопольного законодательства к субъектам малого предпринимательства (за исключением запретов о нарушениях на торгах).   

 

Руководитель комитета по образованию Общественная организация «Московская ассоциация предпринимателей» Олег Молодцов увидел обсуждение данной темы драматичной, по его мнению, проблема  требует решения.

 

 

В дискуссии в частности приняли участие:

 

1.     Агапова Елена ВикторовнаДиректор центра развития конкурентной политики и государственного заказа  ФГБОУ ВО «Российская  академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ».

2.     Андреева Любовь Васильевна доктор юридических наук, профессор кафедры предпринимательского и корпоративного права Московского государственного юридического  университета им. О.Е. Кутафина.

3.     Герасимов Олег Анатольевич – кандидат юридических наук, доцент кафедры предпринимательского права Уральского государственного юридического университета.

4.     Мелешкина Анна Игоревна  научный сотрудник Центра исследований конкуренции и экономического регулирования ИПЭИ РАНХиГС.

5.     Молодцов Олег Владимирович - руководитель комитета по образованию Общественная организация «Московская ассоциация предпринимателей».

6.     Погребская Светлана Александровна - член Коллегии медиаторов ТПП Московской области.

7.     Сойфер Татьяна Владимировна – доктор юридических наук, доцент кафедры гражданского права МГЮА.

8.     Тимошенко Алевтина Сергеевна Помощник руководителя Федеральной антимонопольной службы.

9.     Шапсугова Мариетта Дамировна кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданского и предпринимательского права Южно-российского института управления - филиала РАНХиГС.   

 

 

После завершения дискуссии итоги работы круглого стола подвел Директор  Экспертно – аналитического центра РАНХиГС Николай Калмыков и председатель комиссии по совершенствованию антимонопольного законодательства  при Московском отделении Ассоциации юристов России Мария Егорова.

В ходе работы круглого стола спикеры пришли к единому выводу что картели угрожают национальной экономике и безопасности России и способствуют возникновению социальной напряженности в обществе

 


   
     
Консалтинговая группа "Юстицинформ"
(495) 748-30-30    схема проезда
 
Издательство "Юстицинформ"      

(495) 232-12-42   Copyright © 1991 - 2017 Издательство «Юстицинформ»



Яндекс цитирования